Каталог

Казанский собор

Россия, Москва. 1620 г.

ХМ.27.116


3 700 руб

Место расположения

г. Москва

Историческая справка

Деревянный Казанский собор был построен на средства военачальника Дмитрия Пожарского в память о победе России в Московской битве 1612 года. После пожара в 1630 году собор перестраивали. Осенью 1812 года, во время Отечественной войны, перед Казанской иконой служили молебен о спасении Российской империи, на котором присутствовал полководец Михаил Кутузов. Перед оккупацией Москвы французами Казанскую икону спрятали в доме протоиерея Мошкова. Алтарь собора был превращён в конюшню. По свидетельству Александра Шаховского, «в алтарь Казанского собора втащена была мёртвая лошадь и положена на место выброшенного престола». В августе 1824 года священнослужители собора обратились к архиепископу Филарету с прошением переоборудовать обветшавший Аверкиевский придел под ризницу, поскольку в нём не проводились богослужения. Однако по его указу в пристройке сделали ремонт и возобновили молебны. В 1849 году был создан новый серебряный храмовый иконостас. В 1865-м на колокольне надстроили третий ярус, тогда же переделали фасады собора по проекту архитектора Николая Козловского, а в 1873 году заново расписали стены. В 1925 году вновь реставрация собора. В 1936 году собор был снесен. В 1990 году по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры началось воссоздание собора. В 1991 году был торжественно освящён крест на фундаментах главного престола и установлена закладная плита. Храм воссоздали за три года, освятив в ноябре 1993-го. Его восстановили в формах середины XVII века: с двумя приделами, галереей, шатровой и открытой широкой папертью. Он стал первым из утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.

Религиозные особенности

Казанская икона Божьей Матери.

Архитектурные особенности

Казанский собор представляет характерный для первой половины XVII века тип квадратного в плане бесстолпного одноглавого храма с горкой кокошников, восходящий к старому собору Донского монастыря. Среди построек московского посада к этому типу относилась церковь Николы Явленного на Арбате. Собор с трёх сторон окружён открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла и в северо-восточный придел Аверкия Иерапольского. По замечанию Павла Раппопорта, в расположении и в сочетании крупных кокошников с мелкими проявилось стремление русских зодчих к обогащению яркой, мажорной композиции более дробными деталями — предвестие наступления эпохи «узорочья».

Размер/Диаметр 60x32 см
Форма неправильная
Роспись акрил
Материал дерево

Другие товары этой категории