Каталог

Успенский собор

Россия. Москва. 1475-1479 гг.

ХМ.27.52


3 000 руб

Место расположения

г. Москва

Историческая справка

Москва, Кремль. Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Русского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми» 30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора. Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иван IV повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок. В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. В 1625 году в собор была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Фёдоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю). Драгоценный ковчег с ризой был помещён в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий. В петербургский период собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II. В 1797 году в собор на хранение был положен изданный Павлом I Акт о престолонаследии. В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским). В 1823 году в собор на хранение был помещён манифест Александра I, по которому в случае смерти Александра I в связи с отречением от прав на престол его брата Константина Павловича наследником престола становился следующий брат, великий князь Николай Павлович. Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР. Открыт как музей в 1955 году. В феврале 1960 года передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» . С 1990 года в соборе совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха именуется Патриаршим кафедральным.

Религиозные особенности

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси. С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме Святителя Николая в Толмачах). Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего синода.

Архитектурные особенности

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем). Впервые в русской архитектуре применили крестовые своды толщиной в один кирпич, и металлические внутристенные и проёмные связи. Но главной его инженерной идеей было то, что благодаря возведению позади иконостаса дополнительных арок восточные компартименты храма фактически превратились в монолит, воспринимающий значительную часть нагрузки от колоссальных барабанов. Соответственно, появилась возможность возвести в центральной и западной частях собора относительно тонкие круглые столпы, что создало ощущение лёгкости конструкции и цельности («зальности») части наоса, предназначенной для молящихся.

Размер/Диаметр 30 см
Форма круглая
Роспись акрил
Материал керамика

Другие товары этой категории