Каталог

Надвратная церковь Сергия Радонежского Борисоглебского монастыря

Россия. Борисоглебский. 1679-1670 гг.

НЦ.42.11


3 000 руб

Место расположения

посёлок Борисоглебский

Историческая справка

Церковь Сергия Радонежского — надвратный православный храм в посёлке Борисоглебском Ярославской области, расположенный над южными воротами Борисоглебского монастыря. Церковь была создана в конце XVII века одновременно с комплексом оборонительных укреплений: стеной общей протяжённостью 1040 м с 14 башнями с двумя укреплёнными воротами. Освящена 7 сентября 1679 года в честь Сергия Радонежского. Каменное строительство, сформировавшее современный комплекс Борисоглебского монастыря, велось в два этапа с полуторавековым перерывом — в 1520-х и в 1670—1690-х годах, поэтому для Сергиевской церкви в научной литературе предлагаются две датировки. Согласно первой, памятник был создан в XVI веке (точнее, в 1545 году) зодчим Григорием Борисовым по приказу Ивана Грозного. Эта датировка вела к важным выводам об использовании зодчими второй половины XVII века композиции Сергиевской церкви в качестве образца для построения аналогичных сооружений Ростовского кремля. Оконные же наличники и роскошно украшенную южную галерею надвратного храма относили к более поздней перестройке второй половины XVII века. Доказательством появления надвратной церкви в середине XVI века служил «Ростовский летописец» А. Я. Артынова, где в описании 1545 года указывается: «Приходит царь Иван Васильевич с князьями с родичами своими в Ростов, с которыми посетил Ростовский Борисоглебский монастырь, где указал построить вокруг монастыря каменную ограду со святыми воротами»; в том же году была «освящена каменная церковь во имя пр. Сергия в Борисоглебском монастыре». Ценность данного свидетельства не раз подвергалась сомнению, в частности, Н. Н. Воронин высказывал предположение, что автор основывался в основном на местных преданиях, а также на искаженном тексте «Истории государства Российского» Николая Карамзина.

Архитектурные особенности

Внешне надвратный храм Сергия Радонежского близок к ростовской архитектуре XVII века, что проявляется в декорации фасадов, оформлении оконных проемов и т. д., при этом он обладает рядом самобытных конструктивных особенностей. Весь комплекс был построен в один строительный период. Стены всех частей церкви, включая нижний ярус (Святые ворота), собственно церковь, галереи, две примыкающие башни и лестница, обладают единством кирпичной кладки. Все части сооружения сложены из одинакового кирпича, размеры которого колеблются в размерах 28-30x13,5-15x7,5-8 см. Не было обнаружено никаких признаков растески оконных проемов, кладка оконных наличников основного объёма и декора южной галереи совершенно однородна с кладкой других частей памятника. О единовременности создания комплекса свидетельствуют и многочисленные железные связи, заложенные в процессе строительства (их анкеры скрыты в толще кирпичной кладки) между стенами церкви, галереей и южной примыкающей башней. На анкере железной связи северо-западной башни Н. Г. Мельником было обнаружено клеймо, являющееся типичным для построек, созданных в данном регионе в последней трети XVII века.                                      Крайне интересен тот факт, что при строительстве второй надвратной церкви монастыря — Сретенской (1692 г.), расположенной над северными воротами, для создания алтарного пространства была также использована прямоугольная форма, имевшая в отличие от небольшой Сергиевской, почти эквивалентные размеры по отношению к основному объёму храма. Оформление внешнего облика, сильно отличающееся от Сергиевской церкви, указывает на 90-е годы XVII века. Особенно характерным является завершение фасадов не закомарами или кокошниками, а аркатурно-колончатым поясом, аналогичным поясу церкви Одигитрии Ростовского кремля (1692—1693 гг.). Перекрытие сводов и оформление фасадов Сретенской церкви изразцами ориентируется на ещё один образец — Воскресенскую надвратную церковь Ростовского кремля. Таким образом, можно сделать вывод, что более ранняя Сергиевская церковь обладает гораздо большей архитектурной оригинальностью, нежели соседствующая с ней Сретенская.

Размер/Диаметр 30 см
Форма круглая
Роспись акрил
Материал керамика

Другие товары этой категории