Каталог

Церковь Иоанна Предтечи

Россия. Ярославль. 1671—1687 гг.

ХЗК.40.02


4 500 руб

Место расположения

г. Ярославль

Историческая справка

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — недействующий православный храм в Ярославле, уникальный памятник русской архитектуры XVII века и одно из самых знаменитых произведений Ярославской школы зодчества периода её наивысшего расцвета. Единственный в России пятнадцатиглавый храм. Расположен в южной части города, в посёлке Толчково на берегу Которосли. Есть предание, согласно которому в Толчкове издавна существовал Вознесенский женский монастырь, разоренный в 1609 отрядом польских интервентов. Хотя не сохранилось документов, подтверждающих это предание, теплая каменная одноглавая церковь, выстроенная здесь в 1659−65 на месте сгоревшей в 1659 деревянной, была освящена в честь Вознесения Господня. На южной стороне алтаря находился придел в честь Казанской иконы Божией Матери, увенчанный главкой. В 1671 было начато и в 1687 окончено строительство холодного храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами: с северной стороны алтаря — Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев, с южной стороны — во имя Вселенских Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Работы велись на средства, собранные жителями Толчковской слободы «всем миром» — в специально для этого заведенной книге среди пожертвований упоминаются, кроме денег, и «поллавки с погребом в сапожном и ветошном ряду», и «двор со строением и кожевенным заводом, дворовою и огородною землею», и «69 зернят жемчугу», и даже «мишурных кружев на 32 рубля».

Архитектурные особенности

Планировка храма Иоанна Предтечи типична для ярославских церквей XVII века. Основной храм — кубического типа, на высоком подклете, замыкающийся тремя невысокими апсидами главного алтаря. Своды опираются на четыре квадратных столба: два — в середине церкви, два — за стеной алтаря, закрытой иконостасом. Четверик с трёх сторон окружён широкой крытой галереей, западное колено которой шире боковых, так как оно примыкает к главному входу. Такие галереи — чисто русский, в частности, северный, придаток к византийскому типу церкви, получивший начало от широких сеней, примыкающих к главным покоям дома. Галерея с обеих сторон завершена симметричными приделами башенной формы, равными по высоте главному храму. С крыльев галереи в каждый придельный храм ведут входы, обрамлённые нарядными арками, изогнувшимися над сложными колоннами из пёстрых балясин и фигурных бус. Перед входами в храм у галерей устроены островерхие двускатные крыльца, главное из которых немного больше боковых. Кирпичные фасады украшены пучками приставных колонн и множеством декоративных элементов. Основной храм увенчан пятью главами на вытянутых световых барабанах. Такие же пятиглавые венчания, только меньшего размера, сделаны над обоими приделами. Все главы — луковичные, кроме центральной, заменённой в 1794 году на необычную барочную главу в виде громадной чаши с зубчатыми краями, на которой покоится фигурная крышка с маковкой и прорезным крестом. Шестиярусная колокольня в стиле московского барокко находится в некотором отдалении от храма. Её верхние ярусы разубраны невысокими шпилями, напоминающими праздничные свечи. Искусствовед Нил Первухин так описывал архитектуру Предтечевской церкви: «Глаз поражён величием, но не подавлен громадой, пленён роскошью декоративного убранства, но не утомлён пестротою фигурных деталей. Ничего мёртвого, застывшего! Нигде взор не упрётся в неподвижную точку — центр архитектурной идеи, поняв которую, уже не хочешь смотреть долее»

Размер/Диаметр 35 см
Форма круглая
Роспись акрил
Материал керамика

Другие товары этой категории