Каталог
+

Надвратный храм Спиридона Тримифунского

Россия. Ярославская обл. Местечко Сольба. 2005 г.

НЦ.42.28


3 000 руб

Место расположение

Местечко Сольба

Историческая справка

Считается, что монастырь был основан в начале XVI века и находился в четырех верстах от своего нынешнего расположения, в пустоши Быльцыно, принадлежавшей предкам Романовых, боярам Ивану Федоровичу и Захарию Ивановичу Кошкиным. Позже земли перешли Симонову монастырю, настоятелем которого в то время служил будущий Московский и Всея Руси митрополит Варлаам. Вероятно, с его благословения в Быльцыно, на месте опустевшего села и появилась обитель. По другой версии, она основана одним из учеников Сергия Радонежского столетием раньше, хотя подтверждений этому нет, в то время как Симонов монастырь появился в Москве в 1370 г. с благословения самого Сергия трудами его племянника, святителя Федора. Так или иначе, с именем Сергия и его деяниями Николо-Сольбинский монастырь неразрывно связан. В прежней обители стоял деревянный храм св. Николая. Потому святое место именовалось Сергиево-Николаевской пустынью. Самой яркой архитектурной жемчужиной сольбинского монастыря стал поднявшийся над северной стеной также надвратный храм святителя Спиридона Тримифунтского, исполненный как образец русского узорочья, стиля, торжествовавшего в Московии в XVII  веке, ненадолго вернувшегося в XIX-м и вот, напомнившего о себе сегодня. С именем этого святого, современника Николая Мирликийского, связаны многие зафиксированные в истории Православной Церкви чудеса и, конечно, борьба с ересями за чистоту и незыблемость веры.

Архитектурные особенности

Строили по образу храма св. Николая в Ницце. Вряд ли мы в ближайшее время сможем побывать там, чтобы оценить сходство и различие в этих постройках, однако желающим стоит взглянуть на изящную церковь Живоначальной Троицы в Останкино, а главы сравнить с завершениями Покровского собора на Рву, он же храм Василия Блаженного на главной площади страны. Входы в храм с двух сторон покрывают шатры, от которых ведут вверх крытые лестницы. Над проемами свисают гирьки, стены, барабаны и звонницу покрывают многочисленные кирпичные узоры, а пятиглавие восходит из горки кокошников, и на кокошники же опираются барабаны глав, отделанные аркатурно-колончатыми поясами. Барабаны тонкие и высокие, как принято в ярославской традиции. Зеленый шатер колокольни, поднимаясь над поясами кокошников и щипцов, завершает арочный звон, который поддерживают каменные шары-дыньки, установленные на кубические базы с ширинками. Для столь затейливого и разнообразного декора требовались мастера, умеющие делать резные каменные элементы и изготавливать кирпич особой формы. Усилиями игуменьи Еротииды такие мастера нашлись, хотя дело казалось безнадежным. Другой чудесный случай произошел в мае 2013 г., когда на храм поднимали кресты – его так и называют здесь «чудом о крестах и подъемном кране».

Размер/Диаметр 30 см
Форма круглая
Роспись акрил
Материал керамика

Другие товары этой категории