Каталог

Николо-Вяжищский монастырь

Россия, Новгородская область, Вяжищи. XIV в.

МР.34.139


3 000 руб

Место расположения

деревня  Вяжищи

Историческая справка

Основан в конце XIV века иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. Первое упоминание в летописи — 1411 год. В 1411 году построен Никольский собор (из дерева), в 1417 году в летописях упоминается строительство нового храма. В 1419 году был сооружён надвратный деревянный храм в честь преподобного Антония Великого. В 1458 году в обители был погребён её постриженник, архиепископ Новгородский Евфимий, вскоре причисленный к лику местночтимых святых. В XVII веке монастырь пользовался покровительством первых царей из династии Романовых. В 1670—1680-х годах к нему были приписаны Николаевский Понедельский и Спасский Сяберский монастыри. Инициатором радикальной перестройки монастыря в конце XVII века был Боголеп Саблин, которого современники характеризовали как человека честолюбивого, хорошо известного в Москве и имеющего тесные связи в среде высшего духовенства. Существует устойчивое мнение, что Боголеп разделял идеи Никона, уже лишённого патриаршего сана и скончавшегося к этому времени. В борьбе за преобладание духовной власти над светской Никон стремился создавать строения, которые по размерам, архитектурным формам и отделке превосходили бы царские. В осуществлении замыслов Боголепа мог участвовать и митрополит Новгородский Евфимий. Евфимий был знаком с Никоном, разделял его взгляды, любил пышность и помпезность. Строители в Вяжищах были приглашены, вероятно, из Москвы.

Религиозные особенности

В 1458 году покровитель Вяжищского монастыря новгородский архиепископ Евфимий II умер. Монахи пышно обставили захоронение архиепископа здесь же, в монастыре, чтобы сделать его местом поклонения многочисленных паломников. Пошли разговоры о том, что камень на могиле Евфимия приносит исцеление от болезней, как и вериги его.

Архитектурные особенности

Столичные мастера учли специфику новгородских условий и особенности новгородской архитектуры. В зданиях сочетаются московская пышность с новгородской строгостью. До наших дней сохранились постройки конца XVII века: Никольский собор, трапезная с церквями Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Вознесения Господня, галерея, соединяющая их и имеющая два парадных крыльца. В начале XVIII века в северной части монастыря были построены два каменных корпуса: двухэтажный с кельями для братии и одноэтажный хозяйственный корпус. Первоначально монастырский ансамбль окружала деревянная ограда. В начале XIX века её заменила каменная. Никольский собор представляет собой двухэтажную трёхапсидную пятиглавую постройку, с южной и северной сторон она имеет каменные галереи со сводами. С западной стороны фасада находится крыльцо с двумя «полатками», которые увенчаны шатрами. Декоративное убранство и сам тип постройки обнаруживают стилистическое сходство с храмами в Поволжье. В полукруглых нишах по верхней части фасада храма сохранились росписи XIX века. Краски накладывались на кирпичную поверхность, поэтому фигуры словно проявляются через поверхность стены. В 1691 году нижний храм собора над могилой святителя Евфимия Новгородского, был освящен в его честь. Здесь находились его мощи и вериги. В настоящее время обе церкви действующие. В восточной части трапезной располагались две церкви: церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Церковное крыло здания должны были венчать пять глав, но во время бури 1698 года ненастье снесло кровлю, и храм после восстановительных работ в 1702 году получил одноглавое завершение. Пятиглавие было восстановлено только после проведения реставрационных работ в 2005 году. Трапезная палата, находящаяся на высоком подклете, соединяет церковь с Никольским собором. Подклет использовался для хозяйственных помещений — погребов и кладовых. В западной части здания находились настоятельские покои. Над ними в 1708 году была сооружена восьмигранная двухъярусная колокольня, над которой возвышаются пять глав. В настоящее время обе церкви трапезной находятся в стадии реставрационных работ и богослужение там не проводится. Особенностью построек конца XVII века является использование цветных изразцов — ленточными фризами они опоясывают здание монастыря, украшают наличники окон. На небольших изразцах изображались цветочные букеты в вазе или геометрические фигуры. Более крупные изразцы разнообразны по рисунку. На них изображены единорог, лев, конь, двуглавый орёл, крест. Изразцы, изображающие животных, одинаковы по окраске: фон бирюзовый, тело жёлтое, грива, хвост, копыта окрашены в белый, синий или коричневый цвета. Наиболее красочно изразцовое убранство трапезной, а особенно — церкви Иоанна Богослова. Нижний ярус трапезной, где размещались служебные и хозяйственные помещения, лишён изразцов, все они украшают верхние пространства здания. Вопрос происхождения изразцов не решён. Они могли изготавливаться в мастерской при Валдайском монастыре, могли быть привезены из Москвы или Ярославля, возможно, были местного новгородского производства

Размер/Диаметр 30 см
Форма круглая
Роспись акрил
Материал керамика

Другие товары этой категории